Динамика рынка полиэтилена Украины за период апрель 2010 – март 2011 года

Публикуем аналитические данные рынка полиэтилена Украины за период апрель 2010 – март 2011 года, приведенные на 6-м бизнес-форуме «Полимерный клуб»
Общая информация
Суммарный объем ввоза за период с апреля 2010 г. по апрель 2011 г. составил 324,2 тысячи тонн. Трейдеры ввезли 53% или 171,3 тысячи тонн, переработчики 47% или 152,8 тысячи тонн соответственно. В 2010 году впервые с начала кризиса наблюдался рост импорта полиэтилена. Импорт вырос по сравнению с 2009 годом на 5,2% и составил 309,1 тысяч тонн. Долевое распределение между импортом трейдерами и переработчиками практически не изменилось. Небольшой рост у трейдеров и незначительное снижение импорта у переработчиков.
Тренд суммарного импорта полиэтилена в Украину за период с апреля прошлого года по март текущего растущий, хотя и незначительно. Даже небольшой рост импорта за период может свидетельствовать о сокращении стагнации в отрасли и давать надежду на положительные тенденции.
Импорт трейдерами
Объем импорта, ввезенного трейдерами превышает объем импорт, завезенного переработчиками, поэтому рассмотрим первоначально ключевых трейдеров на рынке Украины. Лидером среди трейдеров по объему импорта стал Импекс с объемом 18,6 тыс. тонн. Далее крупнейшие трейдеры: Гал-Кат - 16,9 тыс. тонн, Днепрохим - 15,4 тыс. тонн и Полимерсервис - 14,7 тыс. тонн.
Десятка крупнейших трейдеров осуществляла ввоз регулярно с учетом сезонных всплесков.
Импорт переработчиками
Несомненным лидером по объему ввоза ПЭ среди переработчиков стала компания Хекро-Трейд с объемом 31,1 тыс. тонн. Второе и третье места уверено держат Харцизский трубный – 13,6 тыс. тонн и Укрпластик – 11,4 тыс. тонн.
Среди переработчиков нет такой регулярности импорта как у трейдеров, но, тем не менее, пятерка крупнейших переработчиков осуществляла импорт за рассматриваемый период достаточно стабильно.
География ввоза
По географии ввоза лидируют европейские марки с долей в 47% (152,3 тыс. тонн), далее марки стран СНГ – 38% (121,9 тыс. тонн), азиатские марки занимают 15% (49,3 тыс. тонн)
У переработчиков лидируют европейские марки с долей в 62%, а у трейдеров лидируют марки стран СНГ – 57%.
Тренд по объему импорта за период растущий по азиатским маркам и маркам производства стран СНГ, по европейским маркам – падающий.
Технология переработки
В разрезе технологии переработки пленочные марки занимают половину всего импорта. Далее идет термоусадка, трубы и покрытие. Переработчики, в основном, ориентированы на пленочные марки и покрытие, а трейдеры – на пленки и термоусадку.
Виды полиэтилена и заводы-поставщики
В разрезе по видам полиэтилена лидируют марки низкого давления – 42%. Высокое давление составляет 37% всего импорта, линейный полиэтилен – 17%.
Лидером среди импортных заводов-поставщиков стал Sabic с объемом 31,5 тыс. тонн, за ним идет TVK с объемом 26 тыс. тонн и Unipetrol с объемом – 24,9 тыс. тонн.
Несомненным лидером среди заводов-поставщиков стран СНГ стала Казаньоргсинтез с долей в 38% и объемом 46,5 тыс. тонн. На втором месте Полимир – 21% (25,4 тыс. тонн) и на третьем Томск с долей 16% (19,7 тыс. тонн).
Динамика цен
Важным моментам является рассмотрение тенденций среднемесячных цен импорта на ключевые марки полиэтилена в каждом сегменте технологии применения по ПНД и ПВД. Рассматриваются цены на выдувные и литьевые марки, тенденция за период была такова: высокие цены в апреле 2010 далее незначительное снижение с июля по октябрь, и далее рост цен особенно в 2011 году.
По пленочным маркам ПНД цены в течение 2010 года были стабильными, даже с понижением в середине года, а сначала 2011 года наметилась тенденция роста. Те же тенденции наблюдаются в секторе трудных марок.
Цены на ПВД пленочные марки и термоусадку колебались в 2010 году, а сначала 2011 года начали стабильно расти.
Вывод
Подытожив все вышесказанное, хочется отметить главную тенденцию - происходит незначительное оживление отрасли переработки полиэтилена и соответственно растет импорт. Но с повышением спроса на продукцию начали расти цены на импортируемое сырье. А это может в свою очередь привести к снижению спроса на первичный полиэтилен, замещению его части вторичным сырьем и к увеличению использования карбонатных добавок, данные тенденции несомненно скажутся на качестве выпускаемой продукции. Главная задача любого переработчика выжить и для этого нужно, чтобы себестоимость товара не росла, а с последними ценовыми тенденциями это становится нереальной задачей.